Апостолы Петр и Павел о посте

Сегодня начинается один из двух летних постов – апостольский пост, или Петров пост, как его называют в народе, или пост Петро-Павловский.
В документальных источниках впервые встречается упоминание об этом посте в «Апостольском предании» свмч. Ипполита Римского (III век). 
Тогда его не увязывали с первоверховными апостолами, а был установлен он для тех, кто не смог поститься Великим постом:
«да постятся по окончании праздничного ряда» – от Недели всех святых до Успения Богородицы. Пост в летнюю пору получился достаточно продолжительным и со временем был разделен на две части: первая длилась до праздника памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, вторая начиналась 14 августа (н/ст) и продолжалась до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Это установление сохранилось и до наших дней.
В современных источниках можно найти разные объяснения этого поста: и как труд в благодарность Богу после дня сошествия Святаго Духа на апостолов, и как подражание святым апостолам, постившимся перед выходом на Евангельскую проповедь.
Но, что же говорили сами апостолы о посте? Немного. В своих красноречивых посланиях они редко упоминали слова о посте.
Вот пишет апостол Павел в назидание коринфянам о своих трудах, не хвалясь ими, но «хвалясь немощью» своей:
«много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. (2 Кор. 11:26,27)
Не оттого ли так скупо упоминание о посте в апостольских посланиях, что пост, как и молитва, были весьма естественными, привычными духовными упражнениями в Ветхозаветной Церкви и не требовали специальных разговоров и новых наставлений. Но, нет, наставления были, только иначе. Можно гораздо больше говорить о сути явления, не произнося термина, определяющего это явление. Смысл и цель поста, как аскетической практики, в навыке воздержания, от которого в свою очередь происходят различные добродетели. Воздержание касается всего, не только пищевого ассортимента. О воздержании апостолами сказано много, но приведем лишь несколько отрывков из их эпистолярных трудов.

Второе Соборное послание апостола Петра

«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь». (2 Соборное послание ап. Петра 1:3-7)

Блаженный Феофилакт Болгарский так истолковывает слова святого апостола: «Показывает степени преуспеяния. На первом месте вера, так как она есть основание и опора добра. На втором месте добродетель, то есть дела, ибо без них, как говорит апостол Иаков (Иак. 2:26), вера мертва. Далее разум (рассудительность). Какая же рассудительность? Знание сокровенных тайн Божиих, которое доступно не для всякого, но для того только, кто постоянно упражняется в добрых делах. Затем воздержание. Ибо и оно нужно достигшему до означенной меры, чтобы не возгордился величием дара. А как при кратковременном воздержании нельзя упрочить за собой дар (ибо страсти, несмотря на сдерживающую их свободу, всегда любят стремиться к худшему), то должно превзойти терпение. Оно произведет все, и благочестие умиротворит, и упование на Бога усовершит».

И святитель Григорий Двоеслов уточняет: «следует увещевать воздерживающихся, чтобы все время тщательно следили, чтобы, когда они убегают от чревоугодия, у них не появились как будто из добродетели еще более тяжелые пороки, чтобы, в то время как изнуряют плоть, не впали в исступление духа, и нет уже никакой добродетели над победой плоти, если дух гневом одолевается. Иногда же, пока ум воздерживающихся от гнева себя подавляет, его портит радость, приходящая словно чужеземка, и из-за того губит благо воздержания, из-за чего слишком мало остерегается духовных пороков. Поэтому правильно сказано пророком: в дни ваших постов нападают ваши похоти».

 Первое послание к коринфянам апостола Павла

«Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного». (1 Кор. 9:25)

«Что значит: от всего? Не так, что от одного воздерживается, а в другом грешит, но воздерживается и от чревоугодия, и от сладострастия, и от пьянства, и от всех вообще страстей. Так бывает, говорит, даже при внешних подвигах; подвизающимся нельзя во время борьбы ни напиваться, ни прелюбодействовать, чтобы не ослабить сил, ни заниматься чем-нибудь другим; но, воздерживаясь совершенно от всего, они занимаются только упражнениями. Если же так бывает там, где венец дается одному, то тем более должно быть здесь, где больше щедрости; здесь не один только увенчивается, и самые награды гораздо выше подвигов» (свт. Иоанн Златоуст)

И завершим краткий обзор апостольских учений о воздержании известным отрывком из послания апостола Павла к Галатам:

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». (Гал 5:22-24)

Да, пошлет и нам Господь Бог, молитвами святых апостолов, сил для упражнений в воздержании, как основе всякого поста и матери многих добродетелей.

Запись опубликована в рубрике Новости с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.