Страничка из дневника общины храма. Что для вас значат подготовительные недели?

Preparation Time2016Сайт храма, сайт общины, прихода, каким он должен быть, о чем должен рассказывать? В бесконечном океане информации, в том числе и православной, как рассказать о чем-то, чтобы не возникало у посетителей чувство, – «это мы уже где-то видели, это уже где-то читали». Как рассказать о жизни общины? Фотографии и видео праздников? Отчеты о проделанных трудах? Конечно, же всё это интересно, но ведь есть что-то еще, есть что-то главное. Ведь все мы – частица Вселенской Церкви, и главный наш труд – общая молитва. Об этом замечательно сказано в труде протоиерея Георгия Флоровского «Евхаристия и соборность».

«Молитвенное “мы” означает не только множественное число. Но прежде всего — духовное единство предстоящей Церкви, нераздельную соборность молитвенного обращения. “Иже общия сии и согласныя даровавый нам молитвы,” — обращается Церковь в одной из евхаристических молитв. Ибо молитва верных должна быть “симфонической” молитвой, должна приноситься “едиными усты и единым сердцем.” И не так, чтобы просто слагались между собою частные, личные и обособленные молитвы. Но так, чтобы уже и каждая слагающая молитва освобождалась от личной ограниченности, переставала быть только личною и становилась общей и соборной. То есть, чтобы каждый молился не по себе, но именно как член Церкви, ощущая и сознавая себя сочленом церковного тела». 

Молитва – это труд. «Не позволяй душе лениться!», – писал Николай Заболоцкий. «Душа обязана трудиться, и день и ночь, и день и ночь!». Молитва особый и самый важный для верующей души труд. А когда душа трудится, ей есть что сказать, и часто эти сокровенные мысли люди изливают на страницах дневников.
Общая, соборная молитва, общий труд.
Вот так и возникла идея: если наши души трудятся молитвенно, и им есть что сказать, то не записывать ли размышления эти по разным поводам в дневнике общины?

Сегодня мы открываем новую рубрику сайта – «Странички из дневника православной общины храма». Для «пробы пера» мы провели небольшой опрос прихожан храма. В этом опросе был только один единственный вопрос: «Что значат для вас (лично) подготовительные недели (седмицы) к Великому посту?»

Мы предлагаем всем посетителям нашего сайта записи, которые появились на первой странице дневника православной общины храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». И пусть поначалу эти записи могут напоминать «письмо из Простоквашино», но надеемся, что искренность наших прихожан вдохнет жизнь в «Странички из дневника…».

В.: «Из года в год, и уже много веков, повторяется цикл двунадесятых праздников и постов. Но, каждый раз, когда подходит по календарю пост, ты начинаешь поститься будто в первый раз. И, ничего вроде нового нет, но это только кажется, это далеко не так…
Я это вижу, как школу и переход из класса в класс. Ведь, по сути-то жизнь на земле временна, и мы здесь, как в школе, учимся и готовимся к экзамену, к самому главному итогу жизни – к Суду Божьему, а посты являются олицетворением наших духовных трудов: хорошие или плохие, добрые или злые, нужные или пустые, богоугодные или нет.
Если говорить о Великом посте, то и он для меня всегда экзамен, а особенно его последняя неделя. Строгий экзамен, со сложными вопросами, множеством задач, которые нужно будет решать. А три подготовительные недели (седмицы) – подготовка к нему, которая потом, в течение поста, будет еще продолжаться».

И.: «Что значат для меня три недели подготовки к Великому посту? Честно говоря, никогда об этом не задумывалась. Сам вопрос – «информация к размышлению».
Много могу сказать о самом посте (из личного опыта), особенно о последних днях, о Пасхе Господней, Светлой седмице и последующем времени. А вот три подготовительные недели…
С одной стороны, всё больше сводится к материальному – домашняя суета, уборка, стремление сделать дела, которые не хочется оставлять на пост. Встречи с друзьями, с которыми не часто видишься, посиделки за столом, желание угостить чем-то вкусненьким. Да и чего греха таить, самим поесть, пока можно, то, о чем надолго придется забыть.
Но, в храм хожу, по возможности, причащаюсь, и как-то постепенно меняется что-то внутри.
И уже не со страхом житейских, физических трудностей и испытаний подходишь к этой грани, отделяющей Великий пост от обычной жизни (для меня это так), а с готовностью и ожиданием, даже с трепетом. Потому, что только там необыкновенный свет, необыкновенное состояние души, ощущение причастности к тому, что происходило более 2000 лет назад. А за ним Пасха Господня – самый прекрасный и радостный праздник.
Я ничего не написала о покаянии, потому что чаще всего оставляю это на сам пост, но мысли о «генеральной» исповеди звучат всё громче».

В.: «Великий пост всегда весной. Начинается ранней весной. И всегда это сложная пора. Весна – переход от зимних непогод к весенним, авитаминоз, мысли о предстоящих трудах на участке возле дома. И всегда какое-то опасение – «а хватит ли на всё сил?» и, конечно, «а хватит ли сил на сам пост?» И эти подготовительные недели чаще проходят в состоянии такого волнения, – «Господи, помоги!» Потом уже втягиваешься, а пока страшновато»

О.: «Если честно говорить, то чаще всего на мясопустной стремишься успеть приготовить холодец, и пригласить близких, на сыропустной – блинов напечь и порадовать. А уж потом пост начинается, совсем другое время и совсем другие мысли».

Preparation Time_12_2016С.: «Подготовительные недели учат меня найти в себе изъяны души. Научиться молиться не по-фарисейски, а по-мытарски, не в многословии, но с открытой душой и открытым сердцем. И как блудный сын мы грешим, и каемся и возвращаемся к тем же грехам. И о Страшном суде задумываешься, потому, что никто не знает, когда придет его час, и нужно хотя бы замечать свои грехи и каяться в них. Все мы грешны, даже апостол Петр говорил, – «Господи, выйди из моей лодки, потому, что я грешный человек». Подготовительные недели заставляют меня задуматься над тем, как правильно провести пост. Главное заключается не в неядении скоромной пищи. Главное – это раскаянное сердце, лишний раз не озлобляться, не нервничать по пустякам, промолчать, удержать язык свой от зла».

Л.: «Христос посреди нас!
«За нас, нечестивых, предан смерти Христос Спаситель наш, – будем размышлять о страданиях <Его> со слезами и воздыханием» (Св. прп. Ефрем Сирин)

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помози мне, грешной рабе Твоей, знать Твой Голос, слышать Твой Голос, слушаться Твоего Голоса, идти за Тобой, и исполнять Слово Твое и пребывать в твоем Слове. Аминь» Эта молитва нужна нам и во все дни жизни, и особенно в посты, и, конечно, в течение подготовительных недель».

М.: «В обыденной жизни, чтобы не опаздывать, скажем, на работу, иногда приходится переставлять будильник на полчаса вперед. Когда раздается звонок, просыпаешься, а потом вспоминаешь, что до того момента, когда нужно вставать еще целых полчаса и становиться так радостно, что есть время спокойно прийти в себя. Ты уже не спишь, ты слегка дремлешь, ты тихонько про себя молишься. «Тихонько про себя» – означает, что не только не вслух, но и мысли пока еще тихи, они тоже просыпаются. Ты благодаришь Господа за прошедшую ночь, вспоминаешь о делах сегодняшнего дня, просишь помощи и сил. Что-то вспоминается из дня минувшего, бывает радостное, бывает, не очень. И ты стараешься уравновесить мысли и чувства. Есть еще эти полчаса, чтобы вот так прийти в себя.
Вне больших постов дух, к сожалению, тоже часто спит. Пробуждается на время, а потом снова погружается в суету, заботы, всегда неотложные дела, попечения, а по сути в сон. Во время постов, с Божьей помощью, подключаются какие-то резервы, и само сознание – «нужно бодрствовать», «я должна», старается заставить дух действительно бодрствовать, а службы в храме, чтения, песнопения всё, всё, чем наполняется наша жизнь тогда, способствует этому.
Но, резкое пробуждение от сна, резкий подъем не полезен, и даже по рекомендациям врачей нужно сначала чуть адаптироваться, прийти в себя. Так и здесь, своей мудростью Церковь установила нам немощным, три подготовительные недели.  Три недели, как будильник на полчаса раньше. И ты уже не спишь, ты дремлешь, ты думаешь, молишься. Ты готовишь дух свой к пробуждению, к посту. А будильник то и дело позванивает: то «На реках Вавилонских» споет, то «Покаяния отверзи ми двери», то притча Евангельская прозвучит, как напоминание, то проповедь послушаешь, то Евангелие Страстное по зачалу прочитаешь. Триодь Постная открылась, по ней уже служит Церковь, и мы пробуждаемся».

Л.: «Великой Четыредесятнице предшествуют 4 подготовительных Недели (воскресенья) и три подготовительные Седмицы. На всем протяжении этих седмиц Церковь приучает всех своих чад к подвигу поста постепенным введением воздержания. В моем понимании к Великому посту необходима духовная подготовка, следовательно, каждому из нас нужно больше времени уделить молитве, чтению духовных книг и удалению себя от всего греховного. Мне необходимо переосмыслить ценности в своей жизни и расставить приоритеты, ведь основная цель каждого поста – упражнение в воздержании, очищение души от помыслов и страстей. В подготовительный период стараюсь постепенно отказываться от вредных привычек и увлечений, в частности, от просмотра сериалов и длительных разговоров по телефону, а освободившееся время посвящать молитве, размышлению о жизни, о прошедшем и предстоящем».

Запись опубликована в рубрике Странички из дневника общины храма с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.