Размышления о посте и праздниках

16_12_15_3

Корзинка. Юрий Николаев

Прошло чуть более двух недель Рождественского поста. О постах много сказано, много написано. В кругу православных, тех, кто еще лет 10-15 назад только начинал свой путь к храму, пост уже стал привычным ходом церковной жизни. И даже те, кто храмы посещают два-три раза в году, иногда, но тем не менее тоже привычно, соблюдают посты.

Но вспомним, как после советской эпохи, когда активно возрождалась Церковная жизнь, и когда люди потянулись в храмы, как все старались строго относиться к постам, строго соблюдать их правила, порой даже излишне строго. Активно и жадно читая жития святых, Лествицу, Добротолюбие и другую духовнуыю литературу, многие понятия в своем сознании люди, делавшие первые шаги, часто смешивали, при этом сами на себя возлагали бремена неудобоносимые, в следствие чего истощались и духовно, и морально, и физически. Но и ответы искали на многие вопросы: друг с другом советовались, спорили, задавали множество вопросов священникам, искали ответы в чтении.

16_12_15_2

Старинные книги. Игорь Белковский

Потом были найдены ответы на многие вопросы, но не произошло ли с нами что-то, напоминающее слова героя из известного фильма по мотивам произведений А.П.Чехова? Мы нашли ответы на свои вопросы, многое, как нам кажется, узнали, и мы «успокоились, одумались и стали обыкновенными шеловеками»[1]. Только в нашем случае православными шеловеками.

Да, пост стал для нас привычным ходом церковной жизни. Но кроме привычки, чем же поистине стал для нас пост? Как-то услышала от одной прихожанки такие слова: «Праздник прошел, слава Богу, сделала всё как положено, в храм сходила, причастилась». И стало как-то не по себе. Что-то эти слова мне смутно напомнили. Вдруг в памяти всплыла фраза, ставшая в свое время почти слоганом: «Явка строго обязательна!» — на собрание, демонстрацию, митинг и т.д. А когда спрашивали, – «а почему?», нам отвечали, – «а так положено!». Очень веский аргумент, а главное неоспоримый. Есть в этом «положено», что-то иное, совсем иное, а чего-то в нём нет вовсе. Неужели мы ходим в храм, потому что так положено? Неужели и постимся только потому, что положено?

Безусловно, соблюдение правил Церковных важно для нашей православной жизни, но правилом ли мы живы? Законом ли? (Гал. 3:11). Что для нас пост? И что для нас церковная жизнь? Если мы постимся потому, что положено, то что пост дает нам? И зачем он тогда? Тогда всё живое, всё наполненное невероятным смыслом куда-то уходит, исчезает, растворяется, теряется, гаснет в этом – «положено».

И еще одно наблюдение. Практически всегда, когда мы говорим о посте, то скатываемся в беседу о… рецептах постных блюд. Да, конечно, чтобы показать другим, а главное себе самим, что мы при этом очень православные и всё понимаем, мы в промежутках между рецептами вставим, какое-то изречение, ну, скажем, – «главное в посту – не есть друг друга» или что-то еще из этой серии. Но…

Давайте вспомним, как некоторое количество лет назад, когда еще не был пост для нас привычным, как перед самым постом, сердце билось от какой-то радости – «праздник приближается, праздник воздержания». И, думаю, многие вспомнят, как при завершении постов, становилось даже немного грустно, – «пост кончается» и чувство было такое, будто время покоя, тишины внутренней, сосредоточенности какой-то прошло и сейчас вот-вот в душу опять ворвется шум и гам.

16_12_15_5

Натюрморт с грибами. Юрий Николаев

О том, что в посту воздержание от скоромной пищи не главное много говорили и писали. Но, немощь наша человеческая и здесь исхитрилась придумать себе лазейку – это изощрение в приготовлении постных блюд. Да, вроде и нет в этом ничего дурного. Особенно, когда кто-то готовит не для себя любимого, а для братии, а братия – это и насельники монастырей, и трудящиеся в храмах, и семейные наши – наша братия. Но, есть очень важный момент в постах, если говорить именно о еде. Не столько содержание пищи, сколько затраты временные на её приготовление важны для поста. Есть такой замечательный совет о простоте пищи, о пище, приближенной к деревенскому варианту. Потому и врачи советуют во время поста употреблять каши и печеные овощи, что и полезно, и от хозяйки не требует многих хлопот. А, время, сэкономленное на приготовлении пищи, нужно нам для чтения, размышления, углубления в себя, в молитву, семейным для более внимательного общения с детьми. И в этом труд поста, но в этом и праздник поста. Как эстетически красива, как природна простая пища. Будто из шумного города мы попадаем в тихую деревню, в умеренный и спокойный уклад жизни. И в этой простой эстетике тоже праздник поста.

16_12_15_7

Старинные книги. Сергей Андрияка, 1994

Труден путь без праздников. Труден он без цели, без смысла. Но, разве цель поста – продержаться какое-то время без скоромной пищи? Тогда это какая-то непонятная и даже угрюмая цель. Будто соревнование на то, кто сколько просидит под водой. А зачем? А пробовали ли мы поставить перед собой конкретную цель в посту? Цель победить что-то малое в себе. Ну, хоть что-то. Ну, хотя бы не шуметь. Ведь мы постоянно шумим. Шумим языком, мыслями, эмоциями. И если языку хоть как-то можно приказать, хоть залепить рот пластырем, то мыслям очень трудно. Если не пробовали, рекомендую. И если кто справится – нижайший поклон тому. Как трудно заставить замолчать эмоции. А если попробовать? Если поставить такую малую цель, не шуметь в пространство? Вот пост, время тишины. Вот Ангелы уже начинают репетировать к празднику – «Христос раждается, славите…» Давайте послушаем тишину, давайте послушаем Ангелов, давайте помолчим, давайте устроим себе и другим праздник тишины.

Праздники, они у нас православных достаточно часто бывают, судя по календарю. А по сердцу? И здесь вспомним, как энное количество лет назад, когда все с жадностью читали жития святых, или зачала, как каждый день нёс в себе какую-то праздничность. А сейчас? Заглянем в календарь, – «а это мы знаем, да это уже читали». Попроси нас пересказать, ведь вряд ли точно перескажем. Но, – «знаем, уже читали». И перелистываем странички календаря, если праздник большой, великий, двунадесятый, то тогда – «как положено!». А если не очень великий? А прп. Саввы Сторожевского, к примеру, а свт. Феофана Затворника, а свт. Игнатия (Брянчанинова), прп. Паисия (Величковского) и список этот можно долго продолжать. Но мы ведь читали, знаем уже.  Но, если вдруг вспомним мы прп. Савву Сторожевского, оживим в памяти житие его, события те, историю и всплывут в сознании и прп. Сергий Радонежский, и князь Юрий Дмитриевич Звенигородский, и Звенигород, и Сторожевская обитель. И уже не одни мы, и уже здесь они, с нами, и прп. Савва сморит на нас, и радуется сердце наше и… праздник.

16_12_15_1

Преподобный Савва Сторожевский

В ту пресловутую эпоху, когда сквозь асфальт официоза и обязаловки пробивались живые ростки в литературе, искусстве, в поэзии, была написана, известным тогда, актером и бардом Юрием Визбором песня – «Наполним музыкой сердца», в ней были такие строки:

Наполним музыкой сердца,
Устроим праздники из буден,
Своих мучителей забудем.
Вот сквер — пройдёмся ж до конца.

Не для нас ли они написаны? Не нам ли, имеющим каждый день праздники, озарять их светом наши будни? И мучители здесь есть – страсти наши. А сквер – может это подобие райского сада здесь на земле, где столько праздничного уготовано для нас – и чтения святых отцов, и жития, и сами святые, может этот сквер – путь постов наших?

Идет время Рождественского поста, замерла в ожидании праздника природа, затихли пока звезды, лишь Ангелы тихо репетируют праздничные песнопения, давайте же и мы «пройдемся до конца» поста в тишине, давайте попробуем почувствовать праздник его в простоте пищи, в размышлении, в тихих беседах, в тихих малых победах над своим шумом. «Наполним музыкой сердца, устроим праздники из буден». И да поможет нам Господь.


[1] Слова Платонова из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино».

Запись опубликована в рубрике Лит.страничка с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.