«Мама, я не хочу быть человеком, хочу быть зомби». Автор — Анна Сергеева

Skazka-na-noch

Сказка на ночь, 2002. Демаков Евгений

Август, наверное, самый жаркий месяц в наших краях. Пора школьных каникул, летних лагерей, пляжа, арбузов и мороженного. Для малышей дошкольного возраста, который в православии именуется периодом младенчества, каникул нет, но там, где в течение учебного года идет дополнительная работа по развитию детей – кружки, секции, там, где постепенно и планомерно готовят малышей к первому звонку, пока отдых.
Отдых? Формально – да, а фактически? Каждый педагог знает, что с запахами августа, с его горячим ветром приходит и то особенное чувство приближающегося учебного года. Да, сладкое слово – каникулы. А есть ли они у педагогов? Есть ли они у мам и пап? Есть ли отдых от воспитательного процесса в семье? Не работают ли педагоги над новыми учебными программами, независимо от погоды? А главное, что и во время отдыха, мысли тех, кто поистине болеет душой о пользе своих трудов для детей, о своих подопечных, не перестают работать в главном направлении – как помочь маленькому человечку стать настоящим человеком.

Сегодня мы предлагаем нашим читателям доклад, подготовленный для педагогического семинара прихожанкой нашего храма Анной Сергеевой, который продолжает тему воспитания, начатую публикацией «Размышления о воспитании детей», Елены Волошенюк.

«Мама, я не хочу быть человеком, хочу быть зомби»

Автор: Анна  Сергеева

(Влияние СМИ и компьютерных технологий на интеллектуальное и морально-нравственное развитие дошкольников)

Мультфильм – это продукт не только медиасреды, но и один из видов искусства, который обладает большим воспитательным потенциалом. Перед телевизором ребенок проводит достаточно много времени: до нескольких часов в день. А если учесть, что дошкольники изучают мир постоянно, то такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.

Chelovek-pauk

Кадр из мультфильма «Человек-паук»

Обратиться к теме современных мультфильмов, любимых детских персонажей меня побудила практическая деятельность в качестве педагога – психолога. А также мамы и папы воспитанников, задающие СЛЕДУЮЩИЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ: какое количество времени должен тратить дошкольник на компьютерные игры? Малыш с истерикой требует включить мультфильм. Как на это реагировать? Мальчик многократно повторяет: я зомби, я робот, я человек-паук. Обращать внимание на эти слова или пройти мимо? Основываясь на научных материалах, постараемся найти ответы на эти вопросы.

Современные дети окружены массой новой информации. Научно-техническая революция внесла в жизнь новые игры. Всё чаще можно увидеть малыша не с куклой или машинкой, а у монитора компьютера за очередной игрой. В таких играх реализуется стремление дошкольника приобщиться к миру взрослых. В настоящее время многие родителя, приводя ребенка из детского сада, сажают его к телевизору или компьютеру, стараясь тем самым заменить реальное общение. Возможно, это связано с большой занятостью или нежеланием заниматься со своим чадом. Но благо ли это для ребенка?

Papa-i-sin-Kalinin-Konstantin-2012

Папа и сын, 2012. Калинин Константин

Во что играют наши дети? Какие образы предпочитают? Мне приходилось проводить следующее исследование. Задавала вопрос деткам: назовите свою самую любимую игрушку. Многие девочки предпочитают монстров и русалок, с которыми они играют, разговаривают и спят. Мальчики мечтают уподобиться паукам, трансформерам, роботам и зомби. На маму хочет быть похожа одна из двадцати, на папу также один из двадцати. Сейчас замечена следующая тенденция: современные дети меньше всего хотят быть похожими на своих родителей, на родных бабушек и дедушек. Еще 10 — 15 лет назад девочки мечтали быть учителями, парикмахерами, мальчики – пограничниками, водителями, а теперь наблюдается стремительная тяга к потустороннему, виртуальному миру. То есть наше подрастающее поколение отождествляет себя с существами другого мира, копирует их стиль поведения и мировоззрение. А.И. Осипов заметил следующее: было время деморализации общества, пришло время демонизации.

Итак, стоит ли нам, взрослым, проявлять беспокойство по поводу сильного тяготения к таким игрушкам и образам? Обратимся к исследованиям психологов. Карл Юнг доказывал следующее: вид игры в дошкольные годы, и воспринимаемый образ, определяют деятельность в дальнейшей взрослой жизни. Например, вспомните свое детство. Как игры и интересы в дошкольные годы отразились на вашей взрослой жизни? Теперь, проанализируем идейную составляющую любимых детских персонажей. Озвучивая тему о современных виртуальных героях, необходимо вспомнить о теории Карла Юнга об архетипе подсознания. Подсознание – неконтролируемая часть сознания. Для того, чтобы всколыхнуть подсознание, как «ил в реке», нужно подобрать символ-образ и очень эмоционально, ярко и выразительно его преподнести. Выбор мультфильма зависит от внутренней ориентации самих родителей и от тяготения к определенному символу-образу самого ребенка. Какие мысли, чувства, желания, переживания возникнут в душе подрастающего человека после многодневных общений с полюбившимся драчливым, болтливым, гиперактивным символом – образом? Расторможенных, неусидчивых крайне нежелательно подружить с Черепашками-ниндзя, Angry Birds-ами и роботами. Так как эти образы являются носителями идей неугомонности, агрессии, импульсивности. Дети своим поведением, речью, реагированием на определенные ситуации копируют полюбившихся персонажей. Дошкольники склонны отождествлять себя с отдельными жертвами или агрессорами и переносить эти роли в реальные ситуации. И я в этом постоянно убеждаюсь, контактируя ежедневно с коллективом ребятишек. Полюбившийся герой программирует поведение. Дети буквально сращиваются с ним, копирует мимику, речь, стиль поведения.

Pokemoni

Кадр из мультфильма «Покемон»

С экрана телевизора на ребенка смотрят не добрые и ласковые глаза мамы, а различные вымышленные персонажи. В мультфильме, например, «Том и Джерри» открыто идет пропаганда агрессивного поведения. Кот бьет мышь, мышь бьет кота. Нет примирения между героями, нет доброты, как в мультфильме про Кота Леопольда. А в мультфильме про Скуби-ду в каждой серии появляются различные чудовища, которые могут сформировать у дошкольника дополнительные страхи. Покемон – существо, которому многократно необходимо повторять одни и те же фразы. Таким образом, наши дети получают установку: зачем слушаться с первого раза? Указания повторят еще много раз. Современные дошкольники минимум 3 часа в день проводят перед экраном. Попросите ребенка пересказать просмотренный за это время сюжет. Например, про супергероя. Вы услышите обрывки фраз, озвучивающих действия: спасает мир, побежал, полетел, врезал. Предложите ответить на вопрос: этот герой добрый или злой? Дети скажут, что он добрый. А что такое добро, зло? На это не будет ответа. Ребенок научается не рассудком анализировать поведение персонажа, а копировать увиденную модель взаимодействия с окружающим миром, переносить ее в реальную действительность. Основная задача взрослых – уметь предвидеть, предупреждать, оберегать подрастающее поколение, сформировать иммунитет против грязи. Нужно учить не эмоционально, по внешним признакам воспринимать образ, а рассуждать о личностных качествах. Современные мультипликационные образы становятся друзьями детей (и в виде игрушек в том числе), становятся ориентирами для подражания и образцами поведения. Один из любимчиков детей – Шрек неоднократно истерично заявляет: «Мне все равно, что обо мне подумают люди. Буду делать, что хочу!».

А ведь для детей главный герой мультфильма – безусловно положительный. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего». Дошкольник еще не в силах определить всю сложность натуры, оценить, что делается «хорошо», а что – «плохо», поэтому все, что делает любимый персонаж воспринимается как должное. Современные мультфильмы сложно систематизировать по направлениям воспитания, поэтому возьмем следующие критерии оценки: жанровый компонент, эстетический компонент, лексика, примеры поведения, юмор и др.

Сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, полицейские осады, потерю рассудка, суд над преступником.

transformer

Кадр из мультфильма «Трансформеры»

Так, например, в мультфильме «Акулья история» показывают смерть акулы и церемонию похорон: погребение, отпевание, выражение соболезнований. Или в «Планете сокровищ» происходит страшное убийство в открытом космосе. А в «Шреке-3» смерть короля-жабы показана долго и весьма детально. В «Мадагаскаре» пингвины захватывают теплоход и берут в заложники капитана, звонко ударяя его по лицу. Там же бабушка остервенело бьет льва. Король в «Шреке-2» нанимает киллера для убийства избранника своей дочери. А чего стоит сцена в кабаке с пьяными героями сказок и трансвеститом («Шрек-3»)! в «Алеше Поповиче и Тугарине Змее» весь сюжет закручен на карточном долге. В азартные игры на деньги играют практически все, начиная от Бабы Яги и заканчивая правителем – князем. Домашние питомцы из «Сезона охоты-2» устраивают своеобразные собачьи пытки. Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма. Мультфильм «Черепашки-ниндзя» можно отнести к жанру «мультфильм ужасов», для этого есть классический набор наведения ужаса (ночь как основное время действия, битвы трехтысячелетней давности, проклятия, бессмертие, живые статуи с красными глазами, монстры, выходы в иные миры, бесконечные битвы, погони, драки, ограбления, убийства, прыжки с высотных домов и др.). Такие образы действительно могут сформировать страхи. Я это знаю из личного педагогического опыта. Есть мальчики, которых учат не бояться, быть всегда смелыми. Но это вовсе не означает, что они действительно очень смелые. Страх может жить внутри, вызывая трудности поведения: скованность, протест, агрессию.

Теперь поговорим о гендерных моделях поведения. Вспомните сюжетные линии «Винкс», «Шрек», «Ниндзя», супергерой, «Покемон». Все эти друзья лишены способности создавать семьи, любить, с любовью и ответственностью воспитывать детей. Психологи задают следующие проблемные вопросы: к какому полу относятся эти кумиры наших детей? Они явно тяготеют к существам среднего рода. Следовательно, такие гендерные модели поведения, могут оказать негативное влияние на психику юных зрителей. Данные образы направлены на разрушение здоровой морально-нравственной ориентации, направлены на разрушение института семьи. На родительских собраниях я подчеркиваю, что самой главной игрой у дошкольников должна быть сюжетно – ролевая игра в «Семью». Девочки исполняют роль мамы, мальчики роль папы. И эти предложения находят живой отклик у родителей. Мы уделяем большое внимание духовно-патриотическому воспитанию. Это правильно. Но, мы должны помнить, что воспитываем не черепах, зомби и пауков, а воспитываем сыновей – будущих ответственных отцов и дочерей – будущих заботливых мам. И если общество сумеет отстоять эти вековые принципы, то наш народ продолжит свой исторический путь.

Sasha-Vladimir-Gusev

Саша. Владимир Гусев (1957 г.р.)

Исследования показывают: дети в своих нравственных проявлениях подобны животным. Потому что у них не развит разум и отсутствует социальный опыт. Окружающий мир воспринимается эмоционально, чувственно. Если не учить нравственным нормам, то самостоятельно это постичь едва ли возможно. В моем учебном классе яркие теремки-шкафы для игрушек и демонстрационного материала. Среди игрушек нет ни одного монстра, а только зверюшки, птички, рыбки с улыбающимися мордочками. Именно такие игрушки воспитывают у детей доброту, доброжелательное отношение к окружающим.

Продолжаем дальше разбираться с влиянием образов на детскую психику. Вспомним об исследованиях детского психиатра А. Е. Личко. Он провел исследования, и описал 13 типов акцентуаций. Личко проследил патологию развития личности от дошкольного возраста до подросткового, и доказал, что проблемы старшего возраста начинаются с ошибочного семейного воспитания в дошкольном. Задумываясь над проблемами девиантного поведения, я нашла в его исследованиях много реально полезной информации. Этого автора обязательно рекомендую своим родителям. Один из рассматриваемых психотипов – эпилептоидный. Дошкольники этого психотипа склонны к агрессии, жестокости, подавляют и обижают младших, склонны с долгой истерикой противиться правилам, которые предъявляют взрослые. Если они будут увлечены сериалом про трансформеров, смотреть «Звездные войны», агрессия, протесты будут только усиливаться. Идеология этих сериалов – пренебрежительное отношение к жизни, уничтожение всего живого, жизнь и смерть – забавная игра. В эпилептоидах необходимо воспитывать сочувствие, сострадание, показывать ценность человеческой жизни. При неправильном воспитании вырастают подростки склонные к антисоциальным, жестоким проявлениям.  Задумываясь над идейной стороной полюбившихся детских мультфильмов, имеет смысл вспомнить о концепции «плавильного котла цивилизаций». Изначально предполагалось, что если объединить все мировые культуры и народы, если добиться взаимопроникновения традиций и мировоззрения, то наступит мир, тишина и порядок. Но практически это породило очень серьезные проблемы и противоречия. Существуют фундаментальные жизненные понятия, такие как: добро, зло, понимание смысла жизни, смерти, справедливости. А различные мировые культуры это трактуют по – своему. Современные детские мультфильмы имеют разную идейную и культурологическую основу. Следовательно, у нашего подрастающего поколения формируется «мировоззрение винегрета», отсутствуют четкие, вразумительные идейные понятия. Карл Юнг изучал влияние «плавильного котла», и высказывал следующее мнение: для того, чтобы ребенок был психически здоров он должен воспитываться согласно традициям своего рода, быть последователем своей родной национальной культуры. В мультфильмах мы можем видеть подмену понятий: добро преподносится как зло, зло принимает форму добра (монстры Хай, праздник Хэллоуин).

Теперь, о гипнотическом эффекте современных мультфильмов. Яркие световые вспышки, ритмичные пульсирующие кадры, быстрая речь. На минуту времени сколько слов полезной информации? То есть ребенок получает установку: неважно, что тебе говорят. Все равно, что произносишь ты, главное, — эмоционально произносить слова. На родительских собраниях я предлагаю мамам и папам задуматься над следующими фактами: если ребенок смотрит ТВ 4 часа в день, то он запомнит 10 символов, 5 часов -8, 7 часов – 4. То есть, чем дольше проводится время у телеэкрана, тем активнее снижаются умственные способности. Этому есть следующее научное объяснение: яркие вспышки, быстрый темп, эмоциональная речь подавляют отделы мозга, отвечающего за логическое мышление. Если ребенок с истерикой требует мультфильм, то это может свидетельствовать и о том, что он попал под действие гипноза. Есть еще один тонкий психологический момент, о котором знают воспитатели детских садов: чем младше ребенок, тем медленнее должен быть темп речи, проще предложения, а иначе детишкам будет трудно усваивать учебный материал. Быстрый темп мультфильмов буквально забивает мозги, растормаживает и невротизирует. Таким образом, в подрастающем поколении воспитывается пренебрежительное отношение к речи, смысловой нагрузке слова, истощается нервная система, снижаются интеллектуальные способности. Опрос родителей показывает, что 80% семей только переступив порог собственной квартиры тут же включают и ТВ, и компьютер. Но, нам, взрослым, нужно никогда не забывать, что детская нервная система слабее взрослой. Ребенок, постоянно находясь в информационном потоке, может получить психическое перенапряжение, следствием которого явится расторможенность или наоборот медлительность, капризность, истеричность, плохой сон, снижение памяти и внимания. И вот еще очень важный момент. Родители смотрят новостные программы в присутствии ребенка. А это может породить страхи. Потому что дети не имеют социального опыта и верных психологических знаний. Сейчас в детских садах вводится новшество: родители в группу приобретают телевизор. Детишки вместо сюжетно-ролевых игр смотрят мультики. Вернувшись домой опять мультики, и опять телевизор.

Детский психолог Татьяна Шишова, размышляя над темой современных мультфильмов, предлагает задуматься о влиянии символов-образов на инстинкт самосохранения человека. Она пишет следующее, что если ребенок с самого раннего возраста приучен жить в мире ужасов, крови, уродства, то будет ли он в дальнейшей взрослой жизни отторгать вредные привычки: алкоголь, наркотики и так далее. В современной психологии звучит такая версия: одна из основных причин наркотической, алкогольной зависимости, игромании – заболевание или не сформированность инстинкта самосохранения. Юнг в Аналитической психологии указывает, что подавление инстинктов приводит к неврозам, а неврозы являются почвой для возникновения психических расстройств. Современные образы супергероев, компьютерные игры Дум 1, Дум 2 действительно направлены на подавление инстинктов. Ребенок за игрой-стрелялкой ничем не отличается от пилота за авиасимулятором. Но в отличие от авиасимулятора, в игре, убийство людей поощряется и подкрепляется призами. Следовательно, бесконтрольный просмотр передач, безрассудное следование моде неизбежно приводит к психическим проблемам.    Можно ли прожить без компьютера? Некоторые имеют дома солидную видеотеку и смотрят всей семьей отобранные фильмы. Но компьютер – это необходимый инструмент, умный помощник, без которого сейчас невозможны многие виды работ. Как быть? Новейшие исследования убеждают нас, что существуют развивающие компьютерные игры, которые учат ребенка:
— классифицировать и обобщать;
— аналитически мыслить в нестандартной ситуации;
— совершенствовать интеллектуальные навыки.
Человек, который с детства свободно ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Существуют ли интересные и безопасные для здоровья и нравственности компьютерные игры? Существуют. Это, например, развивающая игра «Маленький искатель» с составляющими: «Обруч», «Кубики», «Ящик с игрушками». На родительских собраниях рекомендую родителям, решившим приобрести компьютер, помнить о следующем:
— крайне нежелательно покупать умную машину детям до 6 лет. Дошкольник может очень быстро привязаться к экрану, то есть между родителями и малышом появится посредник. Желательное время одного сеанса не более 10 минут (для детей 6-7 лет, чтобы избежать формирования зависимости);
— скажите ребенку, что вещь приобрели только для мамы или папы;
— ни в коем случае не акцентируйте внимание, что компьютер – это игрушка или вместо игрушки. Данная умная машина помогает получать знания;
— не приучайте детей к мультфильмам – сериалам! Не позволяйте им смотреть часами. Это неизбежно приведет к копированию образа, к истерикам, непослушанию, снижению интеллектуальных способностей!
— разрешайте смотреть мультфильмы с продолжительностью не более 10 – 15 минут! В этом случае легко пересказать сюжет, сделать выводы и разобраться кто добрый, а кто злой, что было интересным и полезным.

Впечатлительным, любящим фантазировать, с плохой саморегуляцией деткам постоянно повторяйте, что мультик – это чья-то выдумка, это сказка.

Dochki-materi--Vladimir-Volegov-1957-g.r

Дочки-матери. Владимир Волегов (1957 г.р.)

Теперь хотелось бы сказать о распространенной ошибке, которую мне приходится наблюдать ежедневно: современные мамы и папы в качестве награды и поощрений обещают ребенку дать возможность поиграть на приставке, посмотреть мультфильм. Давайте задумаемся: к кому в таком случае эмоционально привязывается малыш? Чего он ждет? Он ждет общения не с самым дорогим на свете, своими родителями, а с вымышленным образом. Следует понимать, что основой послушания является эмоциональная привязанность к маме и папе, теплые задушевные отношения. Родители должны выстроить взаимоотношения так, чтобы ребенок открыто делился своими переживаниями, страхами, обидами, радостями, а иначе контролировать поведение и поступки, иметь влияние будет трудно.

Как правильно поощрять и награждать? Лучшей наградой должно быть общение, именно общение со своими близкими. Награда – взять на руки, обнять, поиграть, рассказать сказку. Современные дошкольники с утра до вечера в детском саду, а затем кружки и секции. И если награда многочасовые мультяшки, то взаимоотношения между детьми и взрослыми примут потребительский характер.

Есть родители, которые тяготятся общением со своим ребенком. Не все мамы умеют задорно играть, придумывать разнообразные игровые сюжеты. Основываясь на личном педагогическом опыте, я предлагаю следующие варианты игр и бесед. Дошкольники невероятно любознательны. Расскажите им о птичках, рыбах, животных. О том, как внешний вид, строение тела помогают приспособиться к условиям окружающей жизни. Прочитайте рассказы Паустовского, Пришвина, Чарушина, Скребицкого. Такие произведения учат любоваться красотой окружающего мира, помогают осознавать, что назначение человека – оберегать и сохранить живое. Обязательно попросите пересказать, что запомнилось.

Skazochik-Vladimir-Volegov-1957-g.r

Сказочник. Владимир Волегов (1957 г.р.)

Мне летом, приходилось наблюдать следующее: во дворе десятки детей и взрослых, очень жарко. На земле с распластанными крыльями птицы. И никому не приходит в голову налить птицам воды. Мы должны рассказать, что назначение человека не в космосе воевать, а напоить, накормить птиц и животных, приготовить маме бутерброд, не кричать, когда бабушка отдыхает. Рассуждайте на такие темы: дождь, снег, ветер – это хорошо или плохо? Пятилетних детей необходимо начинать учить делать умозаключения, выводы. Расскажите об изобретателях. Например, об Иване Кулибине, Королеве. Поиграйте в изобретателей. Усовершенствуйте велосипед или чайник, кастрюлю. Приготавливая обед или ужин, постелите коврик под обеденным столом, поиграйте в самую главную игру для дошкольников: в дочки – матери, в лесную школу. Из овощей сделайте мозаику. Или придумайте сказку о чудесных похождениях картошки и морковки. Разыграйте по ролям свою сказку. Одним словом, сделайте все возможное и невозможное, чтобы вашему ребенку было интересно именно с вами. Прочитайте вместе повесть А. Толстого «Детство Никиты», Аленушкины сказки, сказки Андерсена, Гаршина. Данные произведения формируют эмоциональный интеллект, учат обозначать словами свои чувства и переживания, показывают многообразие характеров. Почитайте перед сном стихотворения Тютчева, Фета, Майкова. Поэзия успокаивает и умиротворяет. Мы, взрослые, должны показать подрастающему поколению наивысшую перспективу развития человеческой личности, воспитать такой уровень притязаний, чтобы жизненный путь наших детей не был впоследствии для нас укором и горьким позором.

Мы живем в эпоху расчеловечивания, в эпоху создания киборгов (полуроботов, полулюдей). И какими будут наши дети, внуки, правнуки и будут ли они людьми, зависит от каждого из нас!


Список литературы:

  1. Абраменкова В. В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиИгрушка/ В. В. Абраменкова М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. — 640 с.
  2. Ребенок и компьютер: сб. материалов / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова.- Клин: Христианская жизнь, 2009. — 320 с.
  3. Шишова Т. Чтобы ребёнок не был трудным: воспитание детей от 4 до 14 лет / Т. Шишова. – Клин: Христианская жизнь, 2007.- 576 с.
  4. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под редакций Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова .-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -320 с.
  5.  Влияние мультфильмов на психику ребёнка 
Запись опубликована в рубрике Творчество прихожан с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.